Наверх
Одной из тем первого дня деловой программы специализированной выставки «Дорога 2018» стало расширение практики применения контрактов «жизненного цикла» объектов капитального строительства в сфере дорожного хозяйства. В обсуждении приняли участие представители подведомственных Росавтодору федеральных казенных учреждений, профильных региональных ведомств, научного сообщества, дорожных организаций.
Круглый стол провел заместитель начальника Управления строительства и эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства Андрей Чернигов. Он подчеркнул, что обеспечение применения новых механизмов развития и эксплуатации дорожной сети, включая использование контрактов «жизненного цикла» - задача, поставленная Президентом России Владимиром Путиным в Указе от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Данный контракт (КЖЦ) предусматривает закупку работы (в том числе проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию объекта.
Как отметил Андрей Чернигов, дорожная отрасль находится в начале пути по расширению практики использования данных инструментов. Такие контракты применяются при строительстве объектов, а также содержании дорожной сети сроком до 5 лет.
Отдельное внимание было уделено особенностям КЖЦ по одновременному проектированию и строительству дорожных объектов. Таким ярким примером является реализация проекта возведения Крымского моста, автодорожная часть которого была открыта в мае текущего года.
«Работы по строительству железнодорожной части объекта проводились параллельно, на сегодняшний день ее готовность - выше 80 процентов, - обозначил исполняющий обязанности директора ФКУ «Тамань» Кайрат Турсунбеков. - Успешное применение на практике контракта в формате «проектирование - строительство», комбинированное исполнение этих задач позволяет заказчику, подрядной организации планировать, прорабатывать все организационные вопросы и последовательно реализовывать объект».
По словам представителя исполнителя работ, руководителя проектов ООО «СТРОЙГАЗМОНТАЖ» Никиты Иванова, именно такой подход позволил существенно сократить сроки проведения конкурсных процедур по проектированию, разработки рабочей документации, в случае реализации проекта по классической схеме на выполнение каждого этапа потребовалось минимум 3 месяца, что в сумме привело бы к смещению конечной даты завершения работ на 9 - 18 месяцев.
Участники обсуждения также рассмотрели вопросы содержание автомобильных дорог на основе долгосрочных государственных контрактов. Как подчеркнул Андрей Чернигов, их применение позволяет предприятиям правильно рассчитывать свои расходы, заблаговременно закупать материалы по выгодным ценам, своевременно развивать производственную базу, проводить обучение сотрудников, что в свою очередь способствует повышению качества работ.
Сейчас согласно постановлению Правительства РФ № 1401-р от 7 июля 2018 года могут заключаться долгосрочные государственные контракты (контракты жизненного цикла - КЖЦ) на ремонт и содержание федеральных автомобильных дорог на срок до 12 лет. В настоящее время утвержден объем финансирования на реализацию таких контрактов в формате «содержание-ремонт» до 2030 года по 4 участкам федеральных дорог общей протяженностью почти 195 км.
Начальник Информационно-аналитического Управления ФАУ «Росдорнии» Екатерина Попова отметила значимость КЖЦ при развитии государственно-частного партнерства в транспортной отрасли, а также необходимость распространения применения таких контрактов на региональном уровне. По мнению руководителя Дорожной ассоциации «Содружество эксплуатирующих организаций» Алексея Амелехина, при развитии практики применения КЖЦ в отрасли важными направлениями становятся совершенствование нормативной базы, укрупнение подрядных организаций, повышение активности профессиональных организаций.
В завершение мероприятия Андрей Чернигов обозначил, что по итогам обсуждения будут сформированы предложения для эффективного решения поставленной Президентом России задачи, в том числе в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который стартует в следующем году.